Начиная работу над формированием правильного произношения, важно убедиться, что ребенок сам замечает недостаток своего произношения. Часто бывает так, что дети улавливают общий смысл слова, не обращая внимания на то, что отдельные звуки произносятся ими неправильно.
Подберите или нарисуйте две картинки, например: "маки" и "маски". Предложите ребенку показать то, что вы назвали. Затем поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок называет, а взрослый показывает. Обратите внимание ребенка на то, что вам трудно показать нужную картинку, так как он неправильно ее называет: «Я смогу показать то, что ты просишь, если ты научишься проиизносить звук С. Давай, я тебя научу!»
Автоматизация звука [c] в прямом слоге.
Прямым или открытым называется слог вида "согласный+гласный".
Речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р'], [л], [л']) их следует также исключить из речевого материала.
Произносить (читать) слоги.
са—со—су—сы сы—cy-co—са;
со—су—са—сы са—сы—со—су;
су—са—сы—со со—су—са—сы.
Произносить (читать) слова.
С ударением на слоге:
сад, сам, сало, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса;
сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, рассол;
суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун;
сын, сыр, сыт, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посыпка.
Без ударения на слоге:
сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса;
сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу;
сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.
Произносить слоги со стечением согласных:
сва-сво-сву-свы;
ска-ско-ску-скы;
сла-сло-слу-слы;
сма-смо-сму-смы;
сна-сно-сну-сны;
спа-спо-спу-спы;
ста-сто-сту-сты.
Произносить слова со стечением согласных:
свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод;
скала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды;
слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай;
смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны;
спать, Спартак, проспать, спор, поспорить, спутник, спутать;
стая, сталь, ставни, ставить, стакан, старик, пристань, приставить, достать;
сто, стол, столько, стойка, постой, настойка;
стук, стул, стужа, ступка, ступеньки, стынуть.
Произносить (читать) предложения.
У Сони сумка. В лесу лиса. На траве роса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. У Бориса русые волосы. Собери сор совком. Собака своих не кусает. Я упал в сугроб. На рисунке стойкие солдаты. Судно встало на якорь у скалы. Самолёт летит высоко над лесом. Собака видит на суку сороку и лает. Трава сохнет на солнце. Бери для скотины сухую солому. В саду сладкие абрикосы. Во дворе сыро, надевай сапоги. Соня смотри - сом! У сома усы. В буфете сайка, сахар, сыр. Лариса, клади в суп фасоль и мясо.
Теперь можно переходить к выполнению комплекса артикуляционных упражнений. Его целью является формирование правильного артикуляционного уклада органов речи и выработка сильной, длительной воздушной струи, идущей точно посередине языка.
Одновременно с упражнениями можно проводить работу по отработке и уточнению артикуляции опорного звука. Опорным звуком для [с] является звук [и]. Обычно дети произносят его правильно. Взрослый говорит ребенку: “Улыбнись широко-широко, покажи зубки. Посмотри, как это сделаю я. А теперь посмотри на себя в зеркало и покажи такую же красивую улыбку. Язычок спрячь за зубки. Произнеси долго-долго: и-и-и-и.”
Игры и упражнения для отработки артикуляции звука [и].
-
Ребенок произносит звук [и] (следите за правильностью артикуляции!), взрослый договаривает слово: и-грушка, и-голка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юнь.
-
Взрослый называет один предмет, ребенок – много: носок – носки, гудок – гудки, замок – замки, песок – пески, мелок - мелки, комок – комки. Звук произносится ребенком с нажимом, выделяется голосом и артикуляцией.
-
Подберите изображения предметов, в названии которых встречается звук [и]. Пусть ребенок назавет их: ива, иглы, иней, Индия, иволга. Обратите внимание на то, что в словах не должны содержаться звуки, которые ребенок произносит неправильно.
После того как органы речи будут хорошо подготовлены, укреплены мышцы артикуляционного аппарата, выработаны точные, координированные движения можно приступать непосредственно к постановке звука.
Постановка звука [с].
Способ 1. "Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.
Способ 2. Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [с]. Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони.
Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов. Затем палочку постепенно убираем. Когда ребенок научится самостоятельно, без механической помощи, произносить правильный звук [c], можно переходить к автоматизации этого звука в словах и предложениях.